среда, 12 ноября 2008 г.

Параджанов и шляпы

Этой зимой я читала книгу Аллы Демидовой, в которой есть глава о Сергее Параджанове. Демидова пишет, что однажды Параджанов прислал ей две шляпы, созданные специально для спектакля "Чайка", в котором тогда играла актриса. Мое бурное воображение потрясли вот эти страницы:
"Это уникальные шляпные коробки. Обе декорированы. Одна - черная, другая - сиреневая. Каждая из них стоит отдельного рассказа.
Сбоку на черной коробке выложена летящая чайка: Параджанов взял просто два белых гусиных пера, которые у него явно валялись где-нибудь во дворе, крест-накрест склеил их, вместо глаз приделал блестящую пуговицу, и все. Получилась летящая чайка. А тряпку, которую он вырезал из какого-то сине-белого подола, он приклеил снизу, и получилось море. Чайка над волнами.
Еще интереснее дно этой коробки, названное им - «тоска по черной икре». Но я бы назвала этот гениальный коллаж «рыбой». Плавники этой «рыбы» сделаны из обыкновенных гребенок, чешуя - из остатков кружев, а саму «рыбу» окружают водоросли из ниток, тряпочек, кружев - и все покрашено в черный цвет.
Изнутри черная коробка была выложена картинками из театральной жизни. А с внешней стороны картинками типа «Крупская, сидящая за патефоном»; вырезана и надпись «Гармоничный талант». И вдруг сбоку, неожиданно, фигурка задумавшегося человека. Неожиданность-случайность - это стиль Параджанова в такого рода коллажах.
Внутри этой коробки лежала черная шляпа. Эту шляпу Параджанов назвал «Аста Нильсон». Верх - тулья из черных перьев. Об этой тулье он потом сказал: «Обрати внимание, Алла, эта тулья от шляпы моей мамы».
На что Вася Катанян тут же заметил: «Врет, никакой не мамы. Где-нибудь подобрал на помойке».
Коробка из-под сиреневой шляпы была сине-бело-сиреневая и тоже вся раскрашена, обклеена материей, кружевами, но в другом стиле: Параджанов украсил ее бабочками. Дело в том, что однажды я рассказала ему историю, как была феей-бабочкой для дочки моего приятеля художника Бориса Биргера. Когда девочка первый раз пришла ко мне домой, чтобы поразить ее детское воображение, я украсила всю квартиру бабочками из блестящей ткани. Большая бабочка висела также и на входной двери. И даже на длинном моем платье, в котором я была в тот день, «сидели» бабочки. Для девочки я на всю жизнь осталась феей-бабочкой. Параджанов не забыл эту историю и прислал мне «привет» бабочкой на коробке.
Изнутри коробка украшена кружевной накидкой, которая раньше, возможно, лежала на каком-нибудь столе. А на донышке приклеено зеркальце из блестящей бумаги, перекрещенное кружевами, как православный крест. И здесь тоже множество картинок, но теперь это были фотографии старинных шляп. Картинки проклеены красными полосками - казалось бы, для чего? А непонятно для чего, но так красиво!
К обеим шляпам приложены кружевные шарфы, к черной шляпе - черный, к сиреневой - сиреневый. Сиреневый расписан от руки лилиями времени декаданса. Когда приехал Сережа и мы стали мерить эти шляпы, я его спросила! «А зачем шарфы?» - «Ну вот смотрите: вы надеваете черную шляпу. Хорошо - но это просто Демидова надела черную шляпу. А ведь когда уезжает Раневская, она уезжает, продав свое имение. Поэтому я хочу, чтобы вы выбелили лицо, нарисовали на нем красный мокрый рот и до глаз закрыли лицо черным кружевным шарфом, завязав его сзади, чтобы концы развевались бы как крылья. Причем лицо скрыто как бы полумаской, через черное кружево проглядывает мокрый красный рот и бледная-бледная кожа, и сверху - шляпа. Вот тогда это имеет смысл. Точно так же и сиреневая: когда Раневская приезжает из Парижа, этот шарф, легкий, яркий, как бы летит за ней шлейфом воспоминаний о парижской жизни."
С тех пор параджановские шляпы не дают мне покоя... Переодически мысленно они возникает передо мной вместе с этими потрясающими коробками. И тогда я решила (если честно, то сегодня)-- пора действовать! Впереди Новый год, и перспектива встретить его в волшебной шляпе имени Параджанова, сделанной собственными руками, оказалась настолько заманчива, что я принялась за работу и порылась для начала в интернете. Вот что я нашла:

Это сам Сергей Параджанов в полушляпе, полуберете. А это Алла Демидова, и я подозреваю в той самой "сиреневой шляпе". Хотя... может быть и не в ней.


А теперь для вдохновения шляпы, какие носили в начале прошлого века "дыша духами и туманами":








Фантастика! Ну почему мы не носим шляп, точнее -- ТАКИХ шляп?!? Ну и пусть! Я все равно сделаю себе что-нибудь подобное! А когда сделаю, то немедленно выложу в блог! А вдруг кто-нибудь тоже решиться на шляпную авантюру?

2 комментария:

Unknown комментирует...

на шляпную авантюру не решусь, пока мне не стукнет 60. все следующие годы после 60 буду носить совершенно сумасшедшие шляпки - а пусть завидуют! :)))

юль, 14 лет назад я купила потрясающий альбом с невероятными фотографиями параджанова и его работ. автор - василий катанян. называется "цена вечного праздника". поищи, может быть встретится. вот это настоящее счастье - держать её в руках и перелистывать. параджанов - гений сумасбродных выходок и мастер розыгрышей и мистификаций. а еще он гениально добрый. боже, каких он кукол делал, какие коллажи... в этой книге есть фотграфия и этой шляпки демидовой. :))

рябинка комментирует...

Лариса, какая ты счастливая! Я бы за такое сокровище, как альбом Параджанова, отдала любые деньги. К сожалению, ничего подобного у нас н в магазинах, ни в библиотеках не найдешь, если только у букинистов, но это тоже вряд ли. В Интернете кое-что есть, но очень мало, хотя некоторые коллажи и куклы я нашла. Видела его куклу-автопортрет? это чудо! Действительно, Параджанов - гений, многогранный художник, создающий волшебство из будней, подбирающий никому не нужные,брошенные вещицы, даже мусор, которые на самом деле оказываются в его руках драгоценностями. Гений, гений! Ларис, ну почему гениям так плохо живется на земле?